Выступление Руководителя фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ЗА ПРАВДУ в Законодательном Собрании области Виктора Леухина на публичных слушаниях
21 ноября 2024
Добрый день, уважаемые слушатели публичных слушаний. В своем докладе я расскажу о позитивных и негативных моментах обсуждаемой нами темы.
Из года в год наша фракция критиковала составителей бюджета за то, что они складывают в кубышку деньги, которые, к сожалению, не работают на благо региона. Доходило до того, что создавали искусственный профицит бюджета. Вместо использования этих денег, они перечислялись в федеральный центр – в ущерб, подчеркну, развитию Вологодской области.
Со временем появился естественный профицит. Но и это проблему не решило: регион по-прежнему, что называется, сидел на деньгах, то есть часть бюджетных средств находилась на банковских счетах и с них начислялись проценты.
Нынче ситуация кардинально изменилась – деньги заработали: значимая часть бюджетных сбережений, находящихся в областной кубышке, была направлена на решение важных социально – экономических задач, на чем, напомню, постоянно настаивала наша фракция.
В итоге, появились новые дороги, мосты, преобразились скверы, площади, парки в лесу и многое другое. Особо подчеркну, что губернатором для реализации этих проектов в нынешнем году было принято ответственное решение о значительном увеличении расходной части бюджета за счет регионального запаса.
Радует и то, что, несмотря на беспрецедентное давление на российскую экономику, нашим крупным предприятиям удалось где-то сохранить, а где-то переформатировать рынки сбыта своей продукции. И это внушает оптимизм. Но на этом оптимизм и заканчивается. Это я о том, что тревожит нашу фракцию.
Беспокойство у нас вызывает очередные нестыковки двух ключевых структур – департаментов финансов и стратегического планирования. Причем расхождения такие, что в своем выступлении на нулевых чтениях по рассмотрению областного бюджета я вынужден обратить на это внимание.
В частности, в прогнозе департамента стратегического планирования говорится о том, что в 2024 году (в сравнении с 2023 годом) ожидается повышение всех экономических показателей:
- индекса промышленного производства по всем отраслям;
- налога на совокупный доход (на 33 процента);
- темпа прироста НДФЛ (плюс 36%);
-объема отгруженной продукции (плюс 13,5%), не считая роста валового регионального продукта.
Как известно, налог на прибыль занимает первое место в бюджетной корзине и в основном зависит от отчислений крупнейших налогоплательщиков – металлургов и химиков, а также иных организаций
Между тем, департамент финансов показывает в 2024 году (в сравнении с 2023 годом) резкое падение от поступления по налогу на прибыль – минус 18 млрд руб. И кто из этих департаментов прав – вопрос непраздный. Понятно, что по временному механизму перераспределения от бывших участников КГН регион получит на 8 млрд руб. меньше, чем в 2023 году. Неясно, куда подевались оставшиеся 10 млрд руб.?!
Смотрите сами: в проекте областного бюджета, согласно оценке департамента финансов, говорится о том, что налогоплательщики по месту регистрации – речь в первую очередь идет о металлургах – в 2023 и в 2025 годах платят по 11 млрд руб., а в 2024 почему-то только 5 млрд руб.
Второе. Иные налогоплательщики за этот же период отчисляют по 18 млрд руб., но в 2024 почему эта цифра составляет 14 млрд руб. И это, повторюсь, при росте всех региональных экономических показателей. И только химики оправдали этот прогноз – как платили в областной бюджет по 7 млрд руб., так эту сумму собираются платить.
Областные финансисты объясняют десятимиллиардный минус, большими инвестиционными вложениями крупнейших налогоплательщиков. Непонятно, правда, о каких инвестиционных вложениях идет речь, когда, согласно стратегическим прогнозам, наша региональная экономика ежегодно прирастает инвестициями в среднем на 15- 20 млрд. руб.? И это, согласно тем же документам, никак не влияет на величину прибыли в предыдущие и последующие годы. И нынешний год – не исключение.
При планировании бюджета мы хотели бы иметь более четкое представление о его доходной части, чтобы более правильно планировать расходную часть на будущий год. И предложения заместитель губернатора Пономаревой С.А. о том, что нам всем вместе необходимо собираться раз в три месяца – для более точных прогнозов и планирования бюджета. А сейчас получается, что, руководствуясь в том числе позитивными прогнозами, в 2024 году мы сформировали в областном бюджете рекордную расходную часть.
Не получив ожидаемых средств, мы были вынуждены увеличивать дефицит до рекордной суммы – минус 45 млрд руб. Деньги на покрытие дефицита были взяты из кубышки, где осталось от былой суммы 20 млрд. руб. В итоге, расходную часть областного бюджета 2025 года пришлось верстать с учетом этого остатка.
В связи с этим в 2025 году в бюджете резко сокращается расходная часть – на 40 млрд руб. (по сравнению с 2024 годом), и при этом опустилось до показателей расходной части 2023 года. Как следствие, недофинасированы важные государственные программы.
В бюджете 2025 года еще следует учесть инфляционные процессы, ухудшающие и без того непростую ситуацию в регионе.
Почему важно это понимание? Потому что, повторюсь, от точности бюджетного прогноза, в целом зависит формирование и финансирование госпрограмм в разных направлениях. И не надо также забывать об индексации зарплат работникам бюджетной сферы, которой, несмотря на инфляционные процессы, давно не было.
В итоге, в этой сфере усилился кадровый голод, так как бюджетники в поисках лучшей оплаты труда переходят в частные структуры, где больше зарплата.
И еще. Я бы хотел заострить ваше внимание на том, что две трети в структуре промышленного производства формируют два наших крупнейших налогоплательщика. Оттого как сработают эти предприятия, сильно зависит доходная часть областного бюджета. Поэтому необходимо как можно быстрее развивать производственный потенциал региона. И этот потенциал весьма велик. А я напомню, что только за последние несколько десятилетий областной центр потерял несколько значимых промышленных предприятий.
Региону необходимо уйти от зависимости крупнейших налогоплательщиков. В противном случае мы постоянно будем попадать в зависимость от их финансового состояния, которое в нынешнем году привело к резкому сокращению доходной части областного бюджета. А для этого жизненно необходимо привлекать в регион инвесторов, создавая тем комфортные условия.
Предложения нашей фракции следующие:
✅Необходимо сохранить расходную часть областного бюджета на уровне 2024 года. Такая мера позволит региону продолжить свое преображение. Люди видят, что их предложения и идеи воплощаются в жизнь и финансируются полным рублем.
✅В связи с резким уменьшением доходной части областного бюджета 2025 года следует усилить работу с федеральным центром по привлечению безвозмездных поступлений – минимум на 30 млрд руб.- и возвращению дотаций региону. Это мера позволит профинансировать госпрограммы на приемлемом уровне.
✅Следует также изыскать средства на индексацию работникам бюджетной сферы, которой не было последнее время. Мы видим, что у частных компаний зарплата постоянно растет, о чем свидетельствует рост НДФЛ. В 2024 году этот показатель составил плюс 36 процентов.
К сожалению, пока мы видим, что в предлагаемом проекте бюджета расходная часть снизилась до уровня 2023 года. И сократилась на 40 млрд руб. ( в сравнении с 2024 годом). Будем надеяться, что к следующему рассмотрению параметров областного бюджета 2025 года ситуация изменится в лучшую сторону и федеральный центр выделит нашему региону необходимое количество средств, о которых мы говорили в своих предложениях.
https://vk.com/video-135755114_456239745